Прародителем всех славянских языков: восточных (русского, украинского, белорусского), западных (польского, чешского, словацкого) и южных (болгарского, сербскохорватского, словенского, македонского) является праславянский язык (около пяти тысяч лет назад oн выделился из общеиндоевропейского языка-основы). Прародителем языка древних восточных славян стал общевосточнославянский (или древнерусский) язык, который примерно полторы тысячи лет тому назад выделился из праславянского языка. Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из нее примерно в XIV-XV веках выделились три народности: русская (или великорусская), украинская и белорусская. Итак, русский язык относится к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков.

В истории русского языка можно условно различить два периода: доисторический или дописьменный (до XI века) и исторический (с XI века и до наших дней). Водоразделом между дописьменным и историческим периодами развития языка принято считать XI век, потому что именно к этому времени относятся первые памятники восточнославянской письменности. Исторический период в развитии русского языка можно схематично представить следующим образом:
--- общевосточнославянский (древнерусский) язык (письменный период, с XI до XIV века);
--- язык великорусской (русской) народности (XV-XVI века);
--- формирование и развитие русского национального языка (XVII-начало XIX века);
--- современный русский язык (от Пушкина до наших дней).
[В.В.Иванов, З.А.Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., изд."Просвещение", 1985]

Основными источниками при изучении истории русского языка являются его древние письменные памятники. Вопрос о времени возникновения письменности на Руси окончательно еще не решен. Традиционно считается, что письменность на Руси возникла с принятием христианства, то есть в X веке. (Однако же есть документы, подтверждающие то, что восточные славяне еще до крещения Руси знали письмо и что древнерусское письмо было буквенным.) После крещения на Руси появились рукописные книги, писанные на старославянском языке, занесенные сюда из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться древнерусские книги, написанные по старославянским образцам, а позже русские люди начали пользоваться взятой у южных славян азбукой и в деловой переписке.

Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от славянского слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из двух братьев - славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита.

Икона 'Кирилл и Мефодий'

Кирилл (светское имя его Константин) и Мефодий были монахами (подробнее можно узнать о них здесь). Для написания церковных книг они (главным образом Кирилл) создали на основе знаков греческой азбуки алфавитную систему из тридцати восьми букв. Буквы должны были отобразить тончайшие нюансы славянских звуков. Эта система стала называться глаголицей. Предполагается, что работа по созданию глаголицы была завершена в 863 г. После смерти братья были причислены к лику святых и на иконе, как можно здесь видеть, их всегда изображают вместе. В Софии, столице Болгарии, есть памятник Кириллу и Мефодию, он установлен перед зданием Национальной библиотеки, носящей их имя. В Москве тоже имеется памятник великим славянским просветителям, установленный в 1992 г. Скульптурная композиция (работа скульптора Клыкова В.М.) находится в центре Москвы на Славянской площади (в начале Ильинского сквера, который ведет к Политехническому музею и памятнику героям Плевны). День славянской письменности и культуры отмечается в России 24 мая.

В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит, широко распространившийся  у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла (Константина) - создателя первой славянской азбуки. Развернуть кириллицу

В Древней Руси были известны обе азбуки, однако использовалась главным образом кириллица, именно кириллицей написаны памятники древнерусского языка. Буквы кириллицы обозначали не только звуки речи, но и числа. Только при Петре I для обозначения чисел были введены арабские цифры.

Кириллица постепенно изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание. Из алфавита были устранены юсы (большой и малый), кси, пси, фита, ижица, зело, ять. Но ввели в алфавит буквы э, й, я. Постепенно создавалась русская азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита - аз, буки) или алфавит (названия двух греческих букв - альфа, вита). В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 служат для обозначения гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь).

В кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Древнерусские рукописные книги - это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте... В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялись краски, которые и до сих пор не смываются и не тускнеют. Буквица не только украшалась, само ее начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Каждая буквица индивидуальна, неповторима...

В имеющейся у нас коллекции Буквицы представлены буквицы северорусского орнамента XII-XIV веков. Образцы стилизованы художницей Н.Виноградовой [Москва, изд."Изобразительное искусство", 1984]. По-видимому, примерно так в XII-XIV веках украшались красные строки рукописных страниц книги.

Еще одним элементом украшения рукописных книг являлись иллюстрации. В Государственном историческом музее в Москве имеется коллекция миниатюр-иллюстраций из рукописных книг XV-XVII веков. Так, в "Букваре" Кариона Истомина 1693 года (первом иллюстрированном русском учебнике) каждая буква азбуки сопровождалась рисунками. Вот, например, страница, посвященная букве "Н". В верхнем углу слева - символ буквы в виде двух воинов, держащихся за руки. Правее показаны разные начертания буквы "Н". Внизу изображены предметы, названия которых начинаются с этой буквы: носило (носилки), нос, нож, ночвы (корытце для хранения муки или хлеба), нога, нетопырь (летучая мышь). [Древнерусская миниатюра в Государственном историческом музее, выпуск 3, "Наука и просвещение". Москва, изд. "Изобразительное искусство", 1980]. А теперь можно рассмотреть эту страницу.

С чрезвычайно интересной коллекцией рукописных и старопечатных книг можно было познакомиться на сайте Уральского государственного университета. (Этот сайт, к сожалению, исчез с портала virlib.eunnet.net, и найти его пока не удалось.) Евангелие Древлехранилище Университета насчитывает двадцать семь книжных собраний, почти в каждом собрании имеются и рукописные и старопечатные книги. Вот, например, побывав в Кировском собрании, можно посмотреть и узнать о том, как и когда было найдено печатное издание Евангелия 1569 года (печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец) - справа показан фрагмент Евангелия. Рукописный сборник 'Пчела' Интересные рукописные и старопечатные книги представлены в Собрании филологов. С материалов, собранных филологами в Пермской области, и начала создаваться коллекция Уральского университета. В Собрании филологов (всего было найдено более пятидесяти рукописей и тридцать четыре старопечатных книги) имеется рукописная книга с картинками под названием "Страсти Христовы". Это список (воспроизведенный с оригинала текст) второй половины XIX века. В Далматовском собрании есть рукописный сборник поучительных наставлений и коротких рассказов "Пчела" 1713 года в кожаном переплете (слева - фрагмент сборника).

[Создатели сайта благодарны Сергею Борисюку за ценные советы]

  • Вернуться на главную страницу
  • TopList