Поэзия, математика, старая орфография и опера "Ивановъ Павелъ"


Как запомнить число "Пи" с точностью до одиннадцати знаков

Число "Пи", обозначаемое греческой буквой π, - это отношение длины окружности к её диаметру, оно выражается бесконечной десятичной дробью. В обиходе нам достаточно знать три знака (3,14). Однако в некоторых расчётах нужна большая точность.

У наших предков не было компьютеров, калькуляторов и справочников, но со времен Петра I они занимались геометрическими расчётами в астрономии, в машиностроении, в корабельном деле. Впоследствии сюда добавилась электротехника - там есть понятие "круговой частоты переменного тока". Для запоминания числа π было придумано двустишие (к сожалению, мы не знаем автора и места первой публикации его; но ещё в конце 40-х годов двадцатого века московские школьники занимались по учебнику геометрии Киселёва, где оно приводилось).

Двустишие написано по правилам старой русской орфографии, по которой после согласной в конце слова обязательно ставился "мягкий" или "твёрдый" знак. Вот оно, это замечательное историческое двустишие:

Кто и шутя, и скоро пожелаетъ
"Пи" узнать число - ужъ знаетъ.

Тому, кто собирается в будущем заниматься точными расчётами, имеет смысл это запомнить. Так чему же равно число π с точностью до одиннадцати знаков? Сосчитай количество букв в каждом слове и напиши эти цифры подряд (первую цифру отдели запятой).

Напиши здесь


Такой точности уже вполне достаточно для инженерных расчётов. Кроме старинного существует и современный способ запоминания, на который указал в гостевой книге наш читатель, назвавшийся Георгием:

Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим -
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.

Ну а математики с помощью современных компьютеров могут вычислить практически любое количество знаков числа π. Это число с точностью 1500 знаков можно найти в книге Саймона Сингха "Великая теорема Ферма" (история загадки, которая занимала лучшие умы мира на протяжении 358 лет). Загляните в эту книгу, если интересуетесь историей математических открытий.



О старой орфографии

Старая орфография отличалась от современной не только присутствием твёрдого знака после согласной. В ней употреблялись некоторые буквы, которых теперь уже нет: ять, фита, ижица и другие (см. страничку "Буквицы"). Самой знаменитой и доставлявшей дореволюционным гимназистам большие трудности была, конечно, буква ять.

Кто не знаетъ букву ять, букву ять, букву ять,
Где и какъ её писать, где писать, да!

Эти куплеты распевает Анна со своими братьями в фильме "Анна на шее", созданном по рассказу А.П. Чехова. Музыкальный эпизод, конечно, украшает фильм, хотя, справедливости ради, нужно заметить, что эта песенка ещё не существовала в чеховские времена.

Буква ять - Ѣѣ - по начертанию, как видим, походила на высокий "мягкий" знак, перечёркнутый сверху горизонтальной чертой. Она употреблялась в некоторых словах и произносилась, как звук е. Никакого простого формального правила её употребления не существовало. Академическая наука того времени предлагала длинные списки корней, где использовалась эта буква (см. [1, 2]; ссылки любезно подсказал наш читатель Алексей). Чтобы упростить запоминание, то ли преподаватели, то ли сами гимназисты сочиняли рифмованные строчки, в которых во всех случаях вместо е следовало писать ять:

Бѣло-сѣрый бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ, бѣдняга, въ лѣсъ,
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ,
И за горькiй тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.


(Текст дается по фельетону Ильфа и Петрова "Отдайте ему курсив".)

К сожалению, при демонстрации старой орфографии нам приходится ограничиться этим отрывком - не хотелось бы наделать ошибок. В дальнейшем в старых текстах будем использовать только твёрдый знак в конце слов.

Добавим также, что буква ять чрезвычайно нравится некоторым современным ревнителям традиций. Они даже утверждают, что в ней заключается сила русского народа, и требуют её немедленно восстановить. Ох, господа, да нам бы сначала освоить правильное употребление мягкого знака в глагольных окончаниях... (см. Тест на правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах). Что же касается восстановления буквы ять, то это, некоторым образом, уже произошло: недавно утверждённый знак рубля сильно напоминает отражение этой буквы в горизонтальном зеркале.

Опера "Ивановъ Павелъ"

Напечатанный выше отрывок "Кто не знаетъ букву ять..." приводится по памяти - по рассказам старших родственников об опере "Ивановъ Павелъ" (дворянское произношение фамилии отличалось от крестьянского ударением на букве "а"). Возможно, это была единственная комическая русская опера на школьную тему. Долгое время не удавалось отыскать каких-либо сведений об её авторах, публикации, исполнении и точной дате появления (см. результаты поиска). Следы этого произведения были найдены в энциклопедии "Эстрада в России. ХХ век.", вышедшей в 2004 году в издательстве Olma Media Group под редакцией Е.Уваровой. В статье Д.И.Золотницкого о Троицком театре миниатюр (Петербург - Петроград, 1911 - 1918 год) сказано, что эта "фантастическая опера с провалами, превращениями и апофеозами" была создана режиссёрами театра В.Раппапортом и С.Надеждиным. Премьера состоялась 20 апреля 1915 года. Успех был оглушительный. Многие песенки и куплеты вошли в бытовой обиход. Уже 10 июня опера шла в 100-й раз. Роль Павлика - ученика третьего класса, оставшегося на третий год - бессменно исполнял Я.Завалов. С трудом удалось закрыть сезон 1 июля 148-м представлением оперы. Она не сходила с афиши вплоть до июля 1917 года - видимо, обстановка в столице изменилась и стало уже не до комических опер.
Текстом либретто мы пока не располагаем. Но, судя по некоторым публикациям в Сети, можно сделать вывод, что поиск текста ведётся и кое-что уже удалось найти (см., например, [ 3, 4]).

Приведем здесь лишь несколько сохранившихся в памяти отрывков - с чувством благодарности к ушедшим родным, от которых мы это услышали.

Учитель словесности:
Кто не знаетъ букву ять,
Букву ять, букву ять,
Где и какъ её писать,
Где писать, да!
Падежи, склоненья,
Местоименья, местоименья,
Все должны знать ихъ безъ сомненья,
Да, безъ сомненья, господа!


Учитель истории:
И въ конце какого века
Былъ основанъ городъ Мекка?
И какие папиросы
Курилъ Фридрихъ Барбаросса?
Укрощалъ бегъ конский
Царь Македонский, царь Македонский,
Завоевалъ край фараонский,
Коня назвалъ онъ Буцефалъ.

Учитель географии:
Что за форма у Земли?
Нетъ, не бубликъ и не блинъ.
Магелланъ открылъ давно,
Что подъ нами шаръ земной.
А меридианы,
Меридианы, меридианы
На части делятъ наши страны,
Да, наши страны, господа!

Родители:
Павликъ, Павликъ, занимайся,
Даромъ время не теряй,
Не ленись, не отвлекайся
И въ носу не ковыряй.

Павелъ:
Надоели мне науки,
Ничего въ нихъ не понять,
Просиделъ насквозь я брюки,
Не въ чемъ выйти погулять.
Алгебры не знаю, русский позабылъ,
А Закона Божьего вовсе не училъ!



  • Вернуться в уголок
  • Вернуться к работе
  • TopList