Урок первый

Тема "Правописание безударных личных окончаний глагола".

I .Цель урока - обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, закрепить орфографический навык учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов.

II. Ход урока.

На доске и в тетрадях записывается тема урока "Правописание безударных личных окончаний глагола". Учащимся предлагается вспомнить теорию (7 мин.). Из ответов учащихся: "Правописание безударных личных окончаний глагола зависит от спряжения. Если глагол имеет приставку вы-, приставку нужно отбросить, чтобы окончание глагола стало ударным (например, вылетит--летит)".

- Как определяется спряжение глагола?

- По неопределенной форме глагола (находим суффикс глагола).

- Какие глаголы относятся к II спряжению?

- Все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), 7 глаголов на -еть (видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть), 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать).

- Какие глаголы относятся к I спряжению?

- Все остальные глаголы и три глагола на -ить (брить, стелить, зиждиться).

- Как спрягаются глаголы I спряжения в настоящем времени? Назовите и запишите в тетрадях окончания глагола:

ед.число, 1 л. -у(ю), 2 л. -ешь, 3 л. -ет.

мн.число, 1 л. -ем, 2 л. --ете, 3 л. -ут(ют).

- Как спрягаются глаголы II спряжения в настоящем времени? Назовите и запишите в тетрадях окончания глагола:

ед.число, 1 л. -у(ю), 2 л. -ишь, 3 л. -ит.

мн.число, 1 л. -им, 2 л. --ите, 3 л. -ат(ят).

2. Составляется и записывается (учителем на доске, учащимися в тетрадях) алгоритм правописания безударных личных окончаний глагола.

1. Глагол оканчивается на -ИТЬ?

Да __________________|____________________Нет

Пишем окончания II спряжения

(кроме брить, стелить, зиждиться)

2. Глагол входит в 7 глаголов на -ЕТЬ или 4 глагола на -АТЬ ?

Да_________________|_________________Нет

В семи глаголах на -ЕТЬ и четырех глаголах на -АТЬ пишем окончания II спряжения Пишем окончания I спряжения

3. (25 мин.) Переходим к практическим занятиям. Включаем компьютеры, в разделе "Интерактивные тесты", выбираем тест "Правописание безударных личных окончаний глаголов". Учитель поясняет технологию выполнения теста (Внимательно прочитать задание и указать строку, в которой во всех словах в окончании пишется ОДИНАКОВАЯ гласная. Чтобы выполнить задание, нужно щелкнуть левой клавишей мышки по выбранной круглой кнопке, потом по кнопке "Проверить" и прочитать результат! Верный ответ в каждом задании только один.). В затруднительных случаях учащиеся должны пользоваться составленным алгоритмом.

4. Итог урока. Написание безударных личных окончаний глагола зависит от спряжения. Глаголы в русском языке имеют два спряжения.

III. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки о пользе труда, учения, о любви к отчизне (примерно 10 штук) такие, чтобы в них были глаголы в личной форме. Написать мини-сочинение (не более пяти предложений), используя одну из поговорок, например: "Мягко стелет, да жестко спать", "Капля камень точит" и др. Если есть возможность, прислать учителю по электронной почте.

Использованные материалы: 1.Г.А.Богданова. Русский язык, 7 класс (рабочая тетрадь, ч.2). Москва, изд."Генжер", 1999 (в контексте виртуального кабинета : http://ruslit.ioso.ru);
2.Основные правила грамматики русского языка [Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением. Москва, изд. "Лист", 1998. (http://www.impce.su/~lib/osn_prav.html)];
3. Л.А.Брусенская, Г.Ф.Гаврилова. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 1996.

    
  • На предыдущую страницу
  • Вернуться на главную страницу