Урок второй

Тема "Правописание гласной в корне слова".

II. Цель урока - обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, закрепить орфографический навык учащихся в правописании гласных в корнях слов.

III. Ход урока.

1. Проверка домашнего задания [выборочно; те, кто не смог прислать по почте, зачитывают свои 2-3 пословицы и мини-сочинения; (5-7 мин.)]

1. На доске и в тетрадях записывается тема урока. Учащимся предлагается вспомнить теорию (3 мин.).

-- Какие типы орфограмм безударных гласных в корне слова мы изучали?

-- Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; слова, написание которых надо запомнить ( словарные слова); корни с чередующимися гласными.

-- Как надо рассуждать, чтобы грамотно написать слова с безударными гласными?

-- Для избежания ошибки при написании буквы безударного гласного в корне, необходимо выполнить следующую последовательность действий: 1) определить тип безударного гласного (проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся), 2) выбрать способ проверки гласного в корне.

2. На доске (учителем) и в тетрадях (учащимися) кратко записываются основные положения. Готовим таблицу (4 мин.).

Если безударные гласные в корне

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.

Таблица. Безударные гласные в корне слова

Проверяемые ударением;


Непроверяемые;


Чередующиеся.


3. Включаем компьютеры, в разделе "Некоторые правила русской грамматики" вызываем таблицы "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием", обсуждаем их (4 мин.).

4. Переходим к практическим занятиям. (25 мин.) В разделе "Интерактивные тесты" выбираем тест "Правописание гласной в корне слова" и делаем его, опираясь на наши рассуждения. Проверяем правильность своих ответов. Попутно в тетради записываем из теста по два примера в каждую колонку (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные).

5. Итог урока. В русском языке встречаются разные типы безударных гласных в корне слова и правильность написания их зависит от вида орфограмм.

IV. Домашнее задание. М. Горький " Детство", глава 12, отрывок со слов "Бабушка не спит долго..." до слов "...самостоятельное дело", выписать 15 слов на повторенные орфограммы (заполнить таблицу с учетом типа гласной).

Использованные материалы: 1.Г.А.Богданова. Русский язык, 7 класс (рабочая тетрадь, ч.2). Москва, изд."Генжер", 1999 (в контексте виртуального кабинета : http://ruslit.ioso.ru);
2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Москва, изд."Просвещение", 1998;
3.Основные правила грамматики русского языка [Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением. Москва, изд."Лист", 1998 (http://www.impce.su/~lib/osn_prav.html)];
4. Л.А.Брусенская, Г.Ф.Гаврилова. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 1996.

    
  • На предыдущую страницу
  • Вернуться на главную страницу