Урок третий (заключительный)

Тема "Обобщение и закрепление изученного материала по темам "Правописание гласной в корне слова" и "Правописание безударных личных окончаний глагола" на основе комплексного анализа текста"

II. Цель урока - обобщить и систематизировать знания, полученные при повторении указанных тем, подготовиться к контрольному диктанту. Выявить зависимость формирования правописных умений от умений грамматических (умение видеть структуру слова и предложения). Продолжить работу по формированию умения учащихся анализировать художественные особенности текста..

III. Ход урока.

I. Проверка домашнего задания (3-5 мин.). Учащиеся с места зачитывают выписанные и размещенные в таблице с учетом типа гласной примеры на повторенные орфограммы ( безударные гласные в корне слова).

2. Анализ текста (25 мин.) Учащимся выданы листы с текстом с пропущенными орфограммами). На доске заранее учителем подготовлена таблица для трех типов безударных гласных (проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся). В таблице (по мере анализа учащимися текста) размещаются найденные примеры на повторенные орфограммы.

Бывало - зайдет солнце, пр...льются в небесах огне(н,нн)ые реки и - сг...рят, нисп...дет на барх...тную зелень сада (золотисто)красный пепел, потом все вокруг ощутимо темне...т, шири(т,ть)ся, пухн...т, облитое теплым сумр...ком, опускаются сытые солнцем листья, гнутся травы к земле, все ст...новится мягче, пышнее, тихонько дыш...т разными зап...хами, ласковыми, как музыка, - и музыка плывет (из)дали, с поля: играют зорю в лагерях. Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, осв...жающее, как добрая ласка матери, тишина мягко глад...т сердце теплой, мохнатой рукою, и ст...рается в памяти все, что нужно забыть, - вся едкая, мелкая пыль дня. Об...ятельно лежать (в)верх лицом, следя, как разг...раются звезды, бесконечно углубляя небо; эта глубина, уходя все выше, открывая новые звезды, легко поднимает тебя с земли, и - так странно - не то вся земля ум...лилась до тебя, не то сам ты чудесно разросся, развернулся и плавишься, сливаясь со всем, что вокруг. Ст...новится темнее, тише, но всюду (не)видимо протянуты чуткие струны, и каждый звук - запоет ли птица во сне, проб...жит ли еж, или где-то тихо вспыхнет человечий голос - все особенно, не (по)дневному звучно, подчеркнутое любовно чуткой тишиной.

(М.Горький, "Детство")

Отвечающий у доски читает вслух предложение и анализирует пропущенные в нем орфограммы (проговаривает правило и подчеркивает условие выбора орфограммы), вписывает в таблицу найденные в предложении примеры на повторенные орфограммы, с помощью грамматического разбора предложения объясняет расстановку знаков препинания.

Обсуждаются художественные особенности текста (стиль речи, тропы, особо оговариваются встречающиеся в тексте сравнительные обороты).
- В каком значении употреблены слова пыль и пепел?
Предлагается подобрать синонимы к авторскому слову обаятельно.

3. Итог урока. Грамотное письмо требует всестороннего анализа текста.

III. Домашнее задание. Списать разобранный на уроке текст, графически объяснить орфограммы и пунктограммы. Подобрать однокоренные слова к слову умалилась.

IV. Использованные материалы.
1. М.Горький "Детство" (отрывок из главы XII), изд. "Худ.лит.", 1962.
2. Словарь литературоведческих терминов, редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Москва, изд. "Просвещение", 1974.

    
  • На предыдущую страницу
  • Вернуться на главную страницу